Игра-ситуация «На нашем дворе»
Программное содержание. Вызвать у детей положительные эмоции;
обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Материалы. Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушкин двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к бычку (игрушка).
Бабушка (воспитатель) ласково зовет: «Бычок, Борька, отзовись!» Бычок: «Му-у-у!» Воспитатель просит детей показать голосом, как ответил бычок.
Дети повторяют. Воспитатель проводит игру-разминку для голоса «Где бычок?»
Бабушка.
Наш бычок не спит,
Он с утра мычит:
«Му-му, он не спит,
Му-му, он мычит».
Как бычок мычит?
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!
Дети (вместе с воспитателем). Му-му!
Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.
Игра повторяется 2–3 раза.
Воспитатель ведет детей к сараю, где живет курочка (игрушка). Дети становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает малышей поиграть с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народная мелодия «Ах вы, сени»).
Бабушка. Вышла курочка на травушку, похаживает, (Курочка «прохаживается».)
Она деточек на травушку приманивает. (Курочка взмахивает крыльями.)
– Ну-ка, деточки, цыплятки,
Все за мной, все за мной! (Дети-«цыплята» бегут, раскинув руки-«крылышки».)
Потихоньку, друг за другом,
Все за мной, все за мной! (Дети останавливаются и встают стайкой.)
Вдруг ударил сильный гром,
Дождь на улице пошел. (Дети делают испуганные лица.)
Стало на небе темно,
Все – под мамино крыло! (Дети бегут к курочке.)
Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.
Игра-ситуация «Солнышко встает»
Программное содержание. Ввести детей в игровую ситуацию; дать эмоциональный заряд; вызвать двигательную активность.
Материалы. Солнышко (наглядное пособие).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи, физкультура.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на лужайку. Ребята встают стайкой. Педагог
вводит их в игровую ситуацию с помощью сказки.
Сказка про солнышко
Рано утром на бабушкином дворе послышался громкий крик: «Ку-ка-ре-ку!»
Кто там кричит? Это Петя-петушок. Он важно переступает с ноги на ногу, хлопает крылышками и поет: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся! Ку-ку-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся!» Солнышко спало за лесом. Оно проснулось от громкого пения петушка. Солнышко зевнуло, потянулось и стало подниматься над лесом. Все его увидели и закричали: «Ах, какое оно красивое, наше солнышко! Вот какое теплое наше солнышко!»
Воспитатель поднимает солнышко (наглядное пособие) и прикрепляет к стене.
Дети, подпевая воспитателю, поют песенку «Солнышко» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) и выполняют соответствующие тексту движения.
Песенка-игра «Солнышко».
Вот как солнышко встает —
Выше, выше, выше! (Дети медленно поднимают опущенные руки, встают на носки.)
К ночи солнышко зайдет —
Ниже, ниже, ниже. (Дети медленно опускают руки.)
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется. (Дети свободно приплясывают.)
Воспитатель предлагает детям порадоваться солнышку и пригласить его в гости. Проводится пальчиковая гимнастика. «Солнышко и дождик».
Воспитатель.
Солнышко на небе
Весело сияет.
Весело сияет,
Деток согревает. (Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап-кап, кап-кап,
Намочил дорожки. (Легко потряхивают кистями рук.)
Дождик, ты нас не пугай, (Грозят пальчиком.)
Ты нас, дождик, догоняй! (Бегут врассыпную.)
Игра-ситуация «Цветочная полянка»
Программное содержание. Заинтересовать детей сюжетом игры; вовлечь в игровую ситуацию; дать эмоционально положительный заряд.
Материалы. Букеты цветов в вазонах или на подставках; шапочки полевых цветов (ромашки, лютики, васильки и др.); фланелеграф и картинки для фланелеграфа (солнышко, петушок).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приводит детей на «цветочную полянку» (помещение, украшенное букетами цветов в вазонах или на подставках), надевает им шапочки цветов (ромашки, лютики, васильки и др.) и приговаривает:
Заиграла музыка на лугу,
Мы пойдем покружимся во кругу,
Ветерок поднимется – не унять,
Станут в поле цветики танцевать.
Дети свободно ходят под спокойную музыку (русская народная мелодия «Полянка») вокруг букетов цветов. На вторую часть музыки дети легко подпрыгивают и в конце хлопают в ладоши. Воспитатель предлагает «цветам» познакомиться. Дети берутся парами за обе руки и кланяются друг другу.
Песенка-знакомство «Крепко за руки берись».
Воспитатель.
На полянке нашей
Цветики цветут.
Разговор веселый
Цветики ведут. (Подходит к детям-цветам».)
Крепко за руки берись,
Поклонись и покружись. (Дети кружатся.)
Воспитатель поочередно подходит к каждой паре. Дети выполняют предложенные движения. Затем педагог говорит детям, что все цветы любят тепло, и показывает картинку для фланелеграфа, на которой изображены солнышко и петушок.
Дети вспоминают знакомую сказку про солнышко. Воспитатель задает вопросы по сказке и одновременно показывает ее на фланелеграфе: «Кто проснулся раньше всех? Кого разбудил петушок? Что все стали говорить про солнышко?»
Затем воспитатель просит детей показать, как петушок кричал, как он хлопал крыльями.
Игра-ситуация «Напечем пирожков»
Программное содержание. Дать детям представление о сборе урожая зерновых, вовлекать в игру, развивать чувство ритма.
Материалы. Колоски, мука.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что в поле вырос урожай: поспели рожь, пшеница, овес. Показывает колоски с зернами. Объясняет, что зерна надо обмолотить, потом измельчить. Предлагает отвезти колоски на мельницу.
Дети становятся друг за другом и «едут на мельницу».
Игра-разминка «Везем колоски».
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Путь-дорога далека.
Мы везем на меленку
Чудо-колоски.
Надо нам на меленке
Намолоть муки.
Воспитатель собирает колоски, приносит и показывает детям муку, говорит:
«Вот что получилось».
А теперь из муки
Испечем мы пирожки.
Далее воспитатель показывает детям инсценировку русской народной потешки.
Воспитатель .
Та-та-та! Та-та-та!
Пожалуйте решета.
Мучку просеем,
Пироги затеем.
Пироги-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Пироги подовы,
Из муки из новой!
Пироги испечем —
Вас к себе позовем:
С нами отобедать,
Пирогов отведать.
С капустой —
Дети. Пирог! (Выставляют руки вперед ладонями вверх.)
Воспитатель. С картошкой -
Дети. Пирог!
Воспитатель. С малиной -
Дети. Пирог!
Воспитатель.
Пирожки пеки-пеки,
Все из новой из муки!
Под веселую музыку дети вместе с воспитателем складывают ладошки, поворачивают их – «пекут пирожки».
Игра-ситуация «Карусели»
Программное содержание. Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей.
Материалы. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), игрушкизверята (лев, черепаха, лошадки), платочки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, художественная литература.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей покататься на карусели. Несколько ребят берутся за ленты карусели и под музыку начинают медленно двигаться. Остальные дети ждут своей очереди, помахивают платочками. Воспитатель произносит нараспев:
Карусели-карусели, Закружились еле-еле, А потом, а потом Нас помчали с
ветерком. Наконец, они устали, Заскрипели – сразу встали.
Дети двигаются в соответствии с темпом напева воспитателя.
Педагог рассказывает ребятам о том, что на каруселях можно прокатиться на разных зверюшках. Показывает игрушки и читает стихотворения о них:
Лев
У него густая грива,
У него большие лапы.
Прокатиться я на нем
Не боюсь без папы.
Черепаха
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Б. Заходер Лошадка
– Но! – сказали мы
Лошадке
И помчались
Без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом, лошадка, тпру!
А. Барто
Дети подходят к стоящим на столике игрушкам-зверятам, каждый ребенок
выбирает себе одну игрушку для катания на карусели. Игра продолжается.
Игра-ситуация «Что растет на грядке»
Программное содержание. Познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации.
Материалы. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физкультура, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, созрели ли овощи на грядках. Показывает детям овощи. Затем надевает ребятам шапочки овощей и предлагает поиграть в игру «Приходи на огород».
Воспитатель.
Приходи на огород,
Там зеленый лук растет.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, лучок, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«лук» пляшет, остальные дети хлопают в ладоши.)
Воспитатель.
Приходи на огород,
Там капуста растет.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, капуста, не зевай,
Поскорее поспевай.
(Ребенок-«капуста» пляшет.)
Воспитатель.
Приходи на огород,
Там редиска растет.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
Дети.
Ты, редиска, не зевай,
Поскорее поспевай.
В игре может участвовать любое количество героев (свекла, огурец, тыква и
т. п.) или несколько групп овощей (две редиски, три огурца, три тыквы и
т. д.).
Воспитатель показывает детям зайку (мягкую игрушку), предлагает рассмотреть его, говорит: «Зайка серый, пушистый. У него четыре лапки, он быстро скачет».
Предлагает детям угостить зайку. Дети предлагают зайке овощи. Зайчик выбирает капусту и морковку.
Проводится игра по русской народной песенке «В огороде заинька».
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он морковку грызет,
Он капустку берет. (Дети приседают пружиня.)
Скок, скок, скок,
Побежал в лесок. (Дети бегут друг за другом.)
Скачи, скачи, заинька,
Скачи, скачи, маленький,
Во зеленый лесок
Да садись под кусток,
Под кусток – и молчок. (Садятся, прикладывают палец к губам.)
Сначала дети действуют по показу воспитателя, но по мере ознакомления с
игрой начинают действовать самостоятельно.
В конце игры дети прощаются с зайкой.