Форма: интегрированное занятие.
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Цель: воспитание духовно-нравственных чувств, посредством знакомства дошкольников с русской матрёшкой.
Задачи:
1. Образовательные: знакомить детей с историей создания кукол;
2. Развивающие: формировать интерес к русскому прикладному искусству, дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которую приносит людям эта игрушка;
3. Воспитательные:
- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- Формировать патриотические чувства, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки», рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Словарь. Обогащать словарь детей словами: сундучок, матрёшка, сувенир, роспись, орнамент.
Демонстрационный материал. Сундук, игрушки-матрешки, аудиозаписи.
Раздаточный материал. Заготовки матрешек, краски, кисти, вода, простой карандаш.
Ход занятия.
Игровая ситуация.
Воспитатель. Ребята! Моя дочь сегодня спросила: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, и решила обратится к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?
В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить не один человек на свете - это добрые дела, забота о людях, любовь к ним.
Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок, этот сундучок подарила мне моя мама. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе дочка сундук добра, мне его моя матушка дала, твоя бабушка. Дарила и говорила: «Береги его, он полон добра». Вот я его сберегла.
А как вы думаете, дети, что в нем?
Предположение детей.
Отгадайте загадку: Они летом и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки –
И пойдут плясать… (матрешки).
Воспитатель. А хотите заглянуть? (Открывает сундучок)
Ой ребята, а кто здесь? Правильно матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти вставленных фигурок, вставленных одна в другую. Дарума – это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники.
Более сто лет назад впервые появилась русская матрешка, внучка для японского старичка.
Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме – переднике, сарафане, платочке, была круглолицей и ясноглазой. В руке держала петуха, а внутри устроились дочки-помощницы. Внутри самой большой куклы помещалось большое семейство.
Воспитатель. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?
Предположения детей.
Воспитатель. Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может это имя дали ей покупатели: Матренам в то время звали многих девочек, вот и стали называть ласково Матрешей, Матрёнушкой, так и закрепилось имя Матрешка.
Для чего этих Матрешек сделали? (Предположения детей)
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
Почему вы так решили?
Конечно добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке, поэтому матрешку любят и взрослые и дети. Только добрые, умелые руки могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки и самой поиграть хочется. А вы хотите?
Игра: «Матрешки и мышки»
Вот матрешечки гуляли,
Гуляют врассыпную.
В лесу ягодки искали.
Вот так и вот так, Собирают ягоды.
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели, Сидят и едят с ладошки.
Вкусны ягодки поели.
Как матрешечки устали – Закрывают глаза, ладошки под щеку.
Под кусточком задремали,
Вот так и вот так,
Под кусточком задремали,
А потом они плясали, Выставляют ножку на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Вот так и вот так,
Свои ножки показали.
Только слышат вдруг подружки: Прикладывают руку к ушку.
Прямо на лесной опушке,
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.
- Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. На Руси много деревень и городов, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек.
А из чего их вырезают?
Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие, красивые. Как это получается? (Ответы детей)
Воспитатель. Конечно, матрешек расписывают яркими красками, красивыми орнаментами, добрые руки мастеров.
Давайте еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешку в руку и положите на сердце руку. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Как вы думаете, почему?
Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали эту игрушку, подарили вам любовь.
А вы хотите подарить свою любовь? А кому? (Ответы детей)
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать
И матрешек наряжать.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Воспитатель. Давайте украсим матрешек орнаментами и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.
Дети разукрашивают силуэты матрешек акварельными красками.
Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка заботливая, добрая, надежная мама, которая защищает и сближает меньших и слабых.
Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок, такую игрушку – матрешку делают только в нашей стране России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку в качестве сувенира.
А почему игрушку называют народной? (Ответы детей).
Вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кого вы любите, кому вы их подарите.