Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности.

Задачи:

1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».

2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН 

работы по самообразованию на 2024 – 2025 гг.

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

 

Организационно-ознакомительный этап

2024-2025

Формирование потребности в самообразовании (актуальность), самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач

Сентябрь-ноябрь, 2024 г.

Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость

Теоретическое изучение проблемы

Подготовка оборудования и материала

Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр.

2024-2025

Основной этап

Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями).

Сентябрь 2024– май 2025 г.

-картотека игр и пособий.

- оформление выставки методических пособий.

-консультации для педагогов и родителей.

 

Заключительный этап

2024-2025

Практическая деятельность

Сентябрь 2024 май 2025 г.

- конспект проведения игр.

Подведение итогов самообразования

Май 2025 г.

Картотека игр по теме самообразования.

Литература по теме самообразования:

  • Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  • Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  • Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  • Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
  • Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  • Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  • Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  • Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  • Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Пояснительная записка

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. Минобрнауки включило преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.

Цель:

раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста, а также дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

- формирование экономических представлений и компетенций; - развитие экономического мышления дошкольников,

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,

- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;

- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- обучение детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Принципы организации дидактических и сюжетно-ролевых игр:

- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;

- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;

- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;

- организация коллективных игр.

Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание;

- непосредственное участие в игре педагога, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля- продажа», «бюджет» и др.