Цель: учить детей создавать с натуры и по представлению образ спелого, красного яблока.
Задачи:
1. Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко.
2. Показать возможность изображения половинки яблока.
3. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.
4. Воспитывать художественный вкус.
Материалы, инструменты, оборудование: Краски гуашевые, кисти, салфетки, листы бумаги белого цвета. Яблоко, нож, половинка яблока с натуры.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам пришел Лесовичок! Он вам принес «Чудесный мешочек». Предлагает нам поиграть с ним, мы будем учиться различать на ощупь». Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел: я нашел яблоко. Затем показывает детям. Если был назван правильно предмет, воспитатель оставляет его на столе, при этом ребенок должен сказать, куда следует положить предмет - на тарелку или в вазу. Дети рассматривают яблоки, определяют его цвет, форму.
В конце игры уточняю, что лежит на тарелке и что в вазе. Где растут яблоки.
Послушайте загадки про яблоко.
Круглое, румяное с дерева достану я,
На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу….(Яблоко)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву….(Яблоко)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
И маленькие детки….(Яблоко)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь – сладко (Яблоко)
Пословица: "Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет". Вопросы к детям: как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать по-другому, чтобы передать скрытый смысл пословицы?
Чтение текста Л. Толстого "Старик сажал яблони»:
- Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка". Старик сказал: " Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
Вопрос: почему старик так ответил? (Дерево вырастить - большой кропотливый труд, требующий длительной заботы. Старик это понимал, но ему хотелось подарить радость людям).
Предлагаю детям отгадать загадки Г. Лагздынь про яблоки:
Оно с веточки упало,
Покатилось и пропало.
- И совсем и не пропало!
В руки к Янику попало!
Отгадай же: что упало?
Что катилось? Что пропало?
Если не зрелое, -
Я деревянное.
Хоть и зелёное,
Сбоку румяное.
Коль не сорвёте, -
Я упаду!
Коль не возьмёте,
- Я про - па - ду!
Показываю детям картинки с изображением яблок и провожу краткую беседу для уточнения представления детей о внешнем виде (форме, цвете) и вкусе яблок. Спрашиваю, чем отличаются яблоки спелые от недозрелых (цветом, вкусом, размером, и как это можно передать в рисунке. Обобщаю и уточняю ответы детей. Предлагаю нарисовать спелое яблоко - сочное, с красным бочком. Показываю последовательность работы:
- рисуем сочное яблоко жёлтой краской;
- один бочок яблока делаем более спелым - поверх жёлтой краски раскрашиваем оранжевой;
- выделяем красной краской самое спелое место - на оранжевом бочке рисуем красной краской небольшое пятнышко.
Дети берут листы бумаги, кисти, краски и рисуют спелое, сочное румяное яблоко с красным бочком (по представлению).
Затем читаю стихотворение Я. Акима "Яблоко»:
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю.
Яблоко с другом своим разделю.
Показываю детям яблоко, разрезаю его пополам и предлагаю нарисовать половинку (или две половинки) яблока цветными карандашами или фломастерами (с натуры).
После занятия: оформление выставки детских рисунков "Спелые яблоки".