Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- стендовая информация;
- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;
- открытая НОД;
- картотека игр по самообразованию на итоговом педсовете.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
* сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
- Дети:
- НОД по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
* сбор и анализ информации по данной проблеме,
* изучение методической литературы,
* анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
2 этап – проектировочный.
* Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий.
* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,
* Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
4 этап – Итоговый.
* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
* Картотека игр по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.
Методическая работа |
||
Формы работы |
Сроки |
Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой |
Сентябрь 2020 г. |
Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка |
В течение учебного года |
Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» |
Январь 2021 г. |
Конспект консультации |
Подготовка анкет к анкетированию родителей |
Март 2021 г. |
Анкета |
Подготовка и проведение родительского собрания |
Апрель 2021 г. |
Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии |
Работа с детьми |
||
Формы работы |
Сроки |
Форма отчета |
НОД по сенсорному воспитанию |
В течение года |
Совместная деятельность |
НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) |
В течение года |
Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) |
В течение года |
Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» |
Сентябрь – ноябрь 2020 г. |
картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» |
Декабрь 2020 г. |
картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» |
Январь - Февраль 2021 г. |
картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» |
Март 2021 г. |
картотека |
Анкетирование родителей |
Апрель 2021 г. |
Анкета |
Отчет по самообразованию |
Май 2021 г. |
Картотека игр |
Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.
С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.
Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет»
Работа с родителями |
||
Формы работы |
Сроки |
Фома отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
В течение года |
|
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. |
В течение года |
|
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» |
Март 2021г. |
Консультация |
Анкетирование родителей |
Март 2021 г. |
Анкета |
Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» |
Апрель 2021 г. |
Протокол собрания |
Список литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.