Актуальность и социальная значимость проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
- Педагог группы;
- Родители воспитанников.
Срок реализации проекта: краткосрочный, январь - февраль
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Этапы реализации проекта:
1этап – Организационный
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы и др.), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Выставка бумажных денег и монет.
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагог получает систему работы по формированию финансового опыта детей.
План проекта:
23.01 – 27.01 (1 неделя)
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
«История денег» Альманах
«Что такое деньги» «Уроки тетушки Совы»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
Продуктивная деятельность: создание кошельков.
Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2]
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
30.01-3.02 (2 неделя)
Рекомендации для родителей о финансовой грамотности.
Работа с родителями: принести старинные деньги для выставки.
Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Рассматривание книг, иллюстраций с монетами и купюрами
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
Просмотр мультфильма «О банке» (тетушка Сова)
Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2]
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
6.02-10.02 (3 неделя)
Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Просмотр мультфильма «Семейный бюджет» (тетушка Сова)
«Просмотр мультфильма «Карманные деньги» (тетушка Сова)
«Экскурсия в магазин» (Виртуальная)
Д\и «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2]
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
13.02-17.02 (4 неделя)
Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 2]
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»
Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки
Д\И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 2]
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
20.02-22.02 (5 неделя)
Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»
[см. приложение № 2]
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» - дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.
«Ярмарка поделок» - учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.
Отчет по проекту: Выставка денег.
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список использованных литературных источников
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.