Актуальность и социальная значимость проекта

 

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
  • Педагог группы;
  • Родители воспитанников.

Срок реализации проекта: краткосрочный, январь - февраль

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Этапы реализации проекта:

1этап – Организационный

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы и др.), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – ЗаключительныйВыставка бумажных денег и монет.

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагог получает систему работы по формированию финансового опыта детей.

План проекта:

23.01 – 27.01 (1 неделя)

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

«История денег» Альманах

«Что такое деньги» «Уроки тетушки Совы»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Продуктивная деятельность: создание кошельков.

Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2]

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

30.01-3.02 (2 неделя)

Рекомендации для родителей о финансовой грамотности.

Работа с родителями: принести старинные деньги для выставки.

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Рассматривание книг, иллюстраций с монетами и купюрами

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».

Просмотр мультфильма «О банке» (тетушка Сова)

Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2]

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

6.02-10.02 (3 неделя)

Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

«Просмотр мультфильма «Семейный бюджет» (тетушка Сова)

«Просмотр мультфильма «Карманные деньги» (тетушка Сова)

«Экскурсия в магазин» (Виртуальная)

Д\и «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2]

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

13.02-17.02 (4 неделя)

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 2]

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки

Д\И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 2]

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

20.02-22.02 (5 неделя)

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

[см. приложение № 2]

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» - дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

«Ярмарка поделок» - учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

Отчет по проекту: Выставка денег.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  • Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.