Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка. Моя задача, находится рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую, эмоционально-комфортную среду. Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо:

 ‒ обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;

‒ организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;

‒ способствовать проявлению детской самостоятельности.

Реализовать эти требования способна предметно-развивающая среда (ПРС), способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.

  Предметно – развивающая среда -  это организация  пространства и использование  оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребёнка, а также  создание интерьера в помещении группы. Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка,  давать ему возможность  постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной,  игровой, конструктивной и другой деятельности.

Предметно развивающая среда должна быть:

‒ наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

‒ открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

‒ здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников.

Элементы декора в группе, должны быть  легко сменяемыми. При создании  развивающего пространства в групповом  помещении я учитываю  ведущую роль игровой деятельности.

Созданная мной в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный  фон,  положительно влиять на нервную систему ребёнка.

Все это должно  проявляться в  спокойном поведении и содержательной деятельности. В  такой  среде дошкольник  развивает свои физические функции,  формирует сенсорные навыки,  накапливает жизненный  опыт, учится упорядочивать и сопоставлять  разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Создавая «среду обитания»  для своих воспитанников,  я,  прежде всего, уделяю  внимание её  развивающему характеру. При первой  возможности обогащаю среду такими элементами, которые стимулировали бы  познавательную, двигательную и иную  активность детей. В своей группе я стараюсь продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять  собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.

Предметно – пространственную  развивающую  среду в группе разделяю на определённые  зоны или  центры,  можно выделить следующие центры:

Учебный  центр

Центр материалов

Центр ролевой игры

Центр искусства

Центр природы и  экспериментальной деятельности

Центр математического развития

Уголок уединения

Центр книги

Музыкальный центр

Центр театра

В развивающей предметной среде не могут содержаться случайные непродуманные предметы, т. к. она служит платформой самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию дошкольников. При создании предметно-развивающей среды, я учитываю все особенности группы. Важную роль при этом играет возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Так, для ребят 2–3 лет характерно активное движение (лазание, прыгание, катание). Поэтому для них организую большое свободное пространство. Оно позволяет детям найти занятие по душе, поверить в свои возможности, научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Для четырехлетних ребят создаю развернутый центр для сюжетно-ролевых игр, где они стремятся подражать взрослым. Это формирует у них уважительное отношение к старшим, развивает умение сопереживать и поддерживать окружающих людей, способствует развитию коммуникабельности. Так же предусмотрена зона временного уединения ребенка, где можно помечтать и подумать. Для старших дошкольников создаю свой мир игр. Здесь они удовлетворяют свою возрастную потребность в общении и в решении интеллектуальных задач. Оборудование предметно-развивающей среды размещаю таким образом, что каждый дошкольник может заниматься любимым делом: рисовать, конструировать, экспериментировать или заниматься театрально-игровой деятельностью. Особое внимание уделяю разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция предметно-развивающей среды. Создавая воспитывающие ситуации, я закладываю в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.

     Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребёнка в активной и разносторонней деятельности. Так, например,  старшие дошкольники, имея опыт изобразительной  деятельности,  становятся хорошими дизайнерами.  Важно, что занимаясь, дизайном дети  становятся не только  исполнителями, но и  творцами. Особенности    деятельности детей, занимающихся дизайном,  определяют новый характер их  взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

 В своей группе я планирую:

- «Центр  познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить  опыты, проводить наблюдения и т.д.,

- «Стена творчества», позволяющая ребёнку в любой момент  заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с  фланелеграфом, играть в шахматы.

- «Дом – моды»  многофункционального   характера,  который может использоваться как сцена для  театральной  постановки,  подиум для  показа  моделей одежды,  дом для сюжетно – ролевой  игры,  «уголок уединения»;

- Мультимедийное оборудование дает дополнительные возможности для показа  слайдов  и сопровождения их рассказов (Экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени»,  «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.)

- «Кукольный  дом»,  который можно  разместить на  полках (на каждом этаже по  три комнаты с мебелью,  домашней  утварью, куклами,  изготовленными детьми с воспитателями – чем не «дом Барби»?)

-  «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает  быстро создать цирк «Шапито»,   сказочный  замок и т.д.

- «Лаборатория» - новый элемент,  развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса,    интереса к исследовательской  деятельности и  способствует формированию научного мировоззрения.

-  Создание или наличие «русской избы», где в сборе  подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней.

Развивающая функция предметно-развивающей среды реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Профессионализм и мастерство играет здесь немаловажную роль. Постоянно совершенствуя свои знания, изучая инновационный опыт я импровизирую, нахожу новые пути взаимодействия с дошколятами. Организованная в группе предметно-развивающая среда максимально приближена к домашней обстановке. Это способствует нейтрализации стрессовых воздействий на ребят и созданию благоприятной, безопасной среды. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобрала разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств грамотно обустроила ПРС.

Создавая предметно -  пространственную развивающую среду  необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но  самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Таким  образом,  создавая предметно -  развивающую среду   любой  возрастной  группы в ДОУ,  необходимо  учитывать психологические основы  конструктивного взаимодействия  участников  воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и  психологические особенности возрастной группы,  на  которую нацелена  данная среда.

Только так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.