Дети стоят в рассыпную с осенними листочками в руках.

Вед: Листья желтые кружатся, тихо на землю ложатся.

Кто из вас, ребята, знает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Вед: Правильно. Ветер с листьями играет, листья с веток обрывает.

Листья желтые летят прямо на руки ребят.

(Дети выполняют ОРУ с листочками. В конце кладут листочки на пол и бегают врассыпную между ними, затем подбрасывают листочки вверх и стараются поймать, чтобы они не упали на пол, а затем кладут их на ладонь и дуют на листочки, стараясь сдуть их с ладони).

Вед: Ребята, скажите, что происходит осенью? (Ответы детей и показ дидактических картинок по ответам детей: листья желтеют и опадают; созревает в садах и полях урожай; животные делают запасы на зиму; люди одеваются теплее).

Игра «Запасы на зиму»

(На полу в обруче лежат вперемешку шишки, грибы, морковь. Выбирается «белка», «ежик», «зайка» - они по команде начинают собирать только свои «запасы» в свои «норы» - обручи.)

Вед: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

Вед: Приходи к нам в гости, осень,

Собери плоды с полей,

Нет в году поры щедрей!

Ребята, я сейчас буду загадывать вам загадки, и так мы узнаем урожай каких овощей и фруктов люди собирают осенью?

1. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки и крупной соли пол мешка. (Капуста)

2. Кругла, рассыпчата, бела на стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко, ведь правда вкусная… (картошка)

3. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

4. Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Игра «Фрукты – овощи»

(На полу лежат карточки с изображением фруктов и овощей. Дети подскоками двигаются по кругу друг за другом. После остановки музыки они берут в руки одну карточку и занимают соответствующую линию на площадке (сказать заранее с какой стороны строятся «овощи», а с какой «фрукты».)

Вед: Всё поспело, всё созрело – будет щедрый урожай!

Здесь для всех найдется дело, не ленись да собирай!

Игра «Посади и собери урожай»

(Две колонны по 4 человека: первый «пашет землю» - кладет обручи; второй «сажает картошку» - кладет картошку в обруч; третий «поливает картошку» - обегает каждый обруч с лейкой; четвертый «собирает урожай» - собирает картофель в ведро.)

Вед: Молодцы! Все справились с заданием. Давайте еще поиграем.

Игра «Назови, что это?»

(Дети встают в круг, в центре водящий с мячом. Он бросает мяч играющему и говорит одно из слов: «Овощ», «Фрукт» или «Ягода». Ребенок, поймав мяч, быстро называет знакомый ему овощ, фрукт или ягоду и кидает мяч обратно водящему.)

Вед: Ребята, вы знаете, приход осени можно узнать по приметам:

Стихотворение «Приметы осени»:

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это – первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурней река –

Третья верная примета: осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны лягут влажные туманы,

А потом уж жди не жди – моросящие дожди

Пеленой затянут просинь, значит, наступила осень!

Вед: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей). Сентябрь – «златоцвет» - травы, цветы и листья на деревьях желтеют и высыхают;  октябрь – «листопад» - листья с деревьев опадают; ноябрь – «чернотроп» - тропы в лесу становятся черными, играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену, Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму. Встретили мы осень, будем ждать зиму. До свидания, ребята!