Дети стоят в рассыпную с осенними листочками в руках.
Вед: Листья желтые кружатся, тихо на землю ложатся.
Кто из вас, ребята, знает, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Вед: Правильно. Ветер с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.
(Дети выполняют ОРУ с листочками. В конце кладут листочки на пол и бегают врассыпную между ними, затем подбрасывают листочки вверх и стараются поймать, чтобы они не упали на пол, а затем кладут их на ладонь и дуют на листочки, стараясь сдуть их с ладони).
Вед: Ребята, скажите, что происходит осенью? (Ответы детей и показ дидактических картинок по ответам детей: листья желтеют и опадают; созревает в садах и полях урожай; животные делают запасы на зиму; люди одеваются теплее).
Игра «Запасы на зиму»
(На полу в обруче лежат вперемешку шишки, грибы, морковь. Выбирается «белка», «ежик», «зайка» - они по команде начинают собирать только свои «запасы» в свои «норы» - обручи.)
Вед: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Вед: Приходи к нам в гости, осень,
Собери плоды с полей,
Нет в году поры щедрей!
Ребята, я сейчас буду загадывать вам загадки, и так мы узнаем урожай каких овощей и фруктов люди собирают осенью?
1. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки и крупной соли пол мешка. (Капуста)
2. Кругла, рассыпчата, бела на стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко, ведь правда вкусная… (картошка)
3. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
Игра «Фрукты – овощи»
(На полу лежат карточки с изображением фруктов и овощей. Дети подскоками двигаются по кругу друг за другом. После остановки музыки они берут в руки одну карточку и занимают соответствующую линию на площадке (сказать заранее с какой стороны строятся «овощи», а с какой «фрукты».)
Вед: Всё поспело, всё созрело – будет щедрый урожай!
Здесь для всех найдется дело, не ленись да собирай!
Игра «Посади и собери урожай»
(Две колонны по 4 человека: первый «пашет землю» - кладет обручи; второй «сажает картошку» - кладет картошку в обруч; третий «поливает картошку» - обегает каждый обруч с лейкой; четвертый «собирает урожай» - собирает картофель в ведро.)
Вед: Молодцы! Все справились с заданием. Давайте еще поиграем.
Игра «Назови, что это?»
(Дети встают в круг, в центре водящий с мячом. Он бросает мяч играющему и говорит одно из слов: «Овощ», «Фрукт» или «Ягода». Ребенок, поймав мяч, быстро называет знакомый ему овощ, фрукт или ягоду и кидает мяч обратно водящему.)
Вед: Ребята, вы знаете, приход осени можно узнать по приметам:
Стихотворение «Приметы осени»:
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорожку упадет.
Это – первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень, станет пасмурней река –
Третья верная примета: осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут влажные туманы,
А потом уж жди не жди – моросящие дожди
Пеленой затянут просинь, значит, наступила осень!
Вед: Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей). Сентябрь – «златоцвет» - травы, цветы и листья на деревьях желтеют и высыхают; октябрь – «листопад» - листья с деревьев опадают; ноябрь – «чернотроп» - тропы в лесу становятся черными, играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену, Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму. Встретили мы осень, будем ждать зиму. До свидания, ребята!